Отказ тормозов в момент передвижения автомобиля расценивается как один из наиболее опасных отказов, способных привести к фатальным последствиям. Поэтому водитель, садясь в автомобиль, должен заранее знать, как нужно действовать в такой ситуации. Начнем с того, что тормоза просто так резко не отказывают. Этому всегда предшествуют какие-то признаки наподобие слишком мягкого или слишком жесткого хода педали тормоза, или же машина стала слишком быстро останавливаться при езде накатом, или стал появляться запах горелых тормозных колодок. Так что внезапный отказ тормозов - явление скорее случайное и вызвано оно, как правило, внезапной поломкой на дороге. Например, перебитый тормозной шланг или порыв некачественной манжеты.
При отказе тормозов, то есть, при проваливании педали тормоза вниз нажмите на педаль несколько раз, каждый раз полностью ее отпуская и прижимая к самому полу. Очень часто это срабатывает, особенно на современных автомобилях, в которых тормозная система состоит из двух контуров. При отказе одного контура, второй контур способен затормозить автомобиль, хотя и не так эффективно.
Если это не помогло, то прежде всего оцените обстановку впереди себя. Возможно, условия позволяют остановить автомобиль инерцией, особенно, если впереди дорога идет на подъем. Если обочина дороги ровная или рядом расположено поле, то можно съехать вправо по движению и постепенно остановиться. В некоторых случаях можно выполнить трение колесами о какие-то неподвижные объекты, например, об обочину, бордюр, твердые стены и так далее. Возникшие при этом царапины по своей стоимости на устранение, конечно же, уступят затратам на восстановление полностью разбитой машины. Выполняя такое торможение трением, следует быть максимально осторожным во избежание заноса машины или даже ее переворачивания.
Если же тормозить нужно срочно, воспользуйтесь тягой двигателя, направленной на уменьшение скорости. Для этого необходимо выжать сцепление и переключиться на пониженную передачу. После того, как обороты двигателя упадут, точно так же нужно переключиться на еще более низкую передачу. И так до полной остановки. Не забывайте помогать автомобилю ручным тормозом. Но учитывайте, что ручник не просто нужно поднять вверх и зафиксировать, что может привести к заносу автомобиля, а подтормаживать машину периодическими поднятиями ручника.
При необходимости, можно сразу же переключиться на первую передачу даже с четвертой или пятой, но коробку передач придется после этого менять.
Если же ситуация сложилась так, что нужно затормозить очень резко, обеспечив сохранность людских жизней, то можно применить экстремальное торможение. Суть его заключается в том, чтобы заставить автомобильные колеса крутиться в обратную сторону. Проделать это можно следующим образом. Выжать сцепление, установить рычаг в нейтральное положение, а затем переключиться на заднюю скорость. Отпустить сцепление. При этом тяга передастся колесам. Добавьте газа столько, сколько сможете. Произойдет экстремальное торможение автомобиля с выходом из строя сцепления и механической коробки передач. С такими потерями можно смириться, особенно если поставить на другую чашу весов человеческие жизни и полностью разбитый автомобиль.
Если в этот момент не быть пристегнутым ремнем безопасности, то не исключено получение травм водителем и пассажирами.
Относитесь заботливо к состоянию тормозов своего автомобиля, своевременно устраняйте возникающие мелкие неполадки, проводите профилактические мероприятия, и дорога станет для вас и вашего авто не испытанием на прочность, а нормальным явлением.