Вопрос обеспечения безопасности на дороге при управлении автомобилем является очень серьезным. Особенно это касается холодного времени года, когда состояние дорожного покрытия наших дорог оставляет желать лучшего. Для улучшения управления автомобилем большинство автолюбителей переходят на зимнюю резину. Более искушенные водители оснащают дополнительно покрышки шипами. Об основных характеристиках шипов для автомобильной резины, их устройстве, видах мы и поговорим более подробно в данной статье.
Основные преимущества применения шипов
В отличие от простой зимней резины, покрышки, оснащенные шипами, лучше ведут себя именно на дороге, покрытой ледяной коркой. Автомобилем на таком дорожном покрытии управлять достаточно сложно, но благодаря применению шипов под колесом разрушается тонкая корка льда, вследствие чего контроль становится заметно лучше. Именно такая задача стоит перед всеми видами шипов, независимо от их формы и материала изготовления. Устанавливают шипы в специальные отверстия по обоим бокам протектора. Для наилучшего сцепления с дорогой выбирают такое расположение, когда в процессе движения в одновременном контакте с дорогой находится от 8 до 12 шипов.
Строение шипа
Шип представляет собой единую конструкцию, в которой выделяют две основные составляющие – обойма и коготь. Обойма шипа отвечает за его надежную фиксацию в толще протектора, а коготь выступает над поверхностью покрышки и обеспечивает непосредственный контакт с дорогой. Так как данные отделы шипа отвечают за разные функции, то и требования к их материалу изготовления и форме будут различны. Коготь сделан, как правило, из металлического сплава особой прочности. Если выполнить шип полностью из такого сплава, то, во-первых, это не рационально с экономической точки зрения (очень дорогой металл), а во-вторых, это приведет к утяжелению всей конструкции в целом. Покрышка во время движения испытывает колоссальные нагрузки, поэтому излишний вес может привести к преждевременной потере шипа, ухудшению сцепления с дорогой и разбалансировке колес. Обойма шипа выполняется из различных материалов, которые обеспечивают ее максимальную фиксацию в покрышке. Она обычно оснащена фланцами, которые и гарантируют основную удерживающую функцию.
На обойме может располагаться от одного до трех фланцев. Их количество пропорционально силе, удерживающей шип в покрышке. Фланцы составляют единое целое с телом шипа и формируются уже в процессе литья заготовки. Современные модели шипов, в большинстве своем, оснащены двумя или тремя фланцами. Для изготовления фланцев применяют различные материалы: пластик, алюминий, сталь. Пластик за своей кажущейся хрупкостью имеет и положительные стороны использования: он не подвержен коррозии, так как основная причина потери шипов – разрушение стенок металлических фланцев, что больше не обеспечивает надежной фиксации. Но при сильном ударе пластиковый шип разрушается, так что большее число производителей отдает свое предпочтение изделиям из металла. Алюминий также является легким, как пластик и прочным, как металл, однако он вступает в реакцию с дорожными реагентами и быстро теряет свои первоначальные свойства.
Разновидности когтя
Внешний вид, форма и исполнение когтя являются фирменным отличием любого производителя шипов. Данная часть шипа выполнена из металлического сплава высокой прочности, так как основная нагрузка при работе покрышки выпадает именно на нее. Состав и свойства данного сплава являются тайной любого производителя. Коготь бывает различной формы. Как правило, универсальным является коготь округлой формы. Такие шипы подвержены наименьшему износу при контакте с асфальтом, но уступают по своим характеристикам сцепления шипам с острыми гранями. Шипы с когтями квадратной, ромбовидной формы обеспечивают наилучшее сцепление со льдом, хорошую управляемость при маневрировании на сложных участках дороги. Однако при езде на чистых участках дороги быстро изнашиваются. Установка таких шипов будет оправдана при проживании за городом или в сложных климатических условиях, где практически не бывает оттепели.
За кажущимся разнообразием, все производители шипов соблюдают определенные правила, поэтому форма когтя у многих шипов одинакова. Это объясняется тем, что шипованная резина разрушает асфальтовое покрытие, поэтому во многих странах использование шипов запрещено. Отдельно выделяют шипы для специализированной техники и спортивных автомобилей. Форма их отличается особым разнообразием, благодаря чему обеспечивается максимальное сцепление с заснеженной трассой и льдом. Из такой покрышки шип сильно выступает, что неприемлемо для использования при движении по дорогам общего пользования.
При покупке шипов выбор нужно сделать в пользу проверенного и известного производителя, так как именно у него качество изделий проверено годами использования. К тому же, не стоит покупать недорогие ошипованные покрышки. Гораздо лучше будет дополнительно ошиповать хорошую зимнюю резину на станциях, предлагающих данную услугу.